ОДНА ИЗ КУКОЛ МОЕЙ КОЛЛЕКЦИИ - ДАМЫ ЭПОХИ
НОРА ХЕЛЬМЕР
НОРА (норв. Nora) — героиня
пьесы Х. Ибсена «Кукольный дом» (1879), молодая женщина, жена адвоката
Торвальда Хельмера, мать троих детей. Завязка драмы происходит как бы в двух
временных планах, в которых Н. живет. С одной стороны, она всегда помнит о своем
давнем подвиге-проступке (подделке подписи умершего отца для спасения тяжело
больного мужа). С другой стороны, Н. поглощена нехитрыми, но вполне реальными
заботами о доме и семье, о благополучном и комфортном существовании.
Художественная сила образа состоит в том, что, оказавшись в ситуации
«социальной героини», Н. решительно не вписывается в это амплуа. По видимости
Н.— заботливо опекаемое мужчинами (сначала отцом, потом мужем), нежное,
женственное существо, не только кокетливое, но иногда и по-женски коварное.
Она, например, не лишает себя удовольствия подразнивать влюбленного в нее
доктора Ранка. Но особенность Н. как героини в том, что в отличие, скажем, от
Гедды Габаер она прямо на глазах у зрителя меняется и раскрывается с
неожиданной стороны. Когда-то она имела мужество пойти на преступление во имя
близких и многие годы жила памятью о своем проступке, выплачивая тайно от мужа
сумму долга. Но с появлением традиционного для Ибсена рокового персонажа,
«человека со стороны» Крог-стада, прошлое врывается в настоящее. И тогда
выясняется, что уютная, спокойная, нежная женщина — только видимость. Ее суть
определится постепенно и станет явной, когда рассеются ее надежды на то, что,
узнав однажды обо всем, Хельмер станет гордиться ею. Н. понимает, что переменилась,
и больше не может играть роль счастливой, немного легкомысленной хозяйки
«кукольного дома». Это немедленно отдаляет от нее не только мужа, но и детей.
Конечно, драма Н. коснулась и Хельмера, человека по-своему, может быть,
порядочного, но искренне не готового понять (не то что извинить) ее поступок.
Н. женственна и хрупка внешне; культивируемый мужем образ куколки-белочки,
маленькой мотовки — это скорее невольное подыгрывание с ее стороны. В сущности
она прежде всего человек, ориентированный нравственно. Когда же оказалось, что
ее представления о жизни наивны, детски и неправильны, она осмеливается сделать
честный и правдивый вывод о самой себе: она не имеет права быть ни женой, ни
матерью. Она вообще еще только «начинает быть». И поэтому Н. уходит. Если ее
уход из семьи — не истерика, а Н. как раз уравновешенный, быстро и четко
действующий человек, то она не вернется. Новая Н. этой семьи — и не только
мужа, но и детей — не знает. Конечно, для современников Ибсена такой финал был
невозможен. Автор даже придумал другую мелодраматическую развязку: Н. не
уходит, а в последний момент останавливается, как бы передумав. Ничего более
неестественного, разрушительного для такой героини быть не может. Однако
«плохой» конец не устраивал не только современников Ибсена. До сих пор в
театрах его домысливают подчас как «благополучный»: Н. все же в последний
момент не решается уйти от детей и «исправившегося» мужа. Интересное
продолжение сюжета предложил современный датский драматург Эрнст Бруун Ольсен в
пьесе «Куда ушла Нора» (1967): героиня оказалась на «дне» общества, но, будучи
вполне состоятельной и свободной, она живет вместе с ворами и проститутками,
честно трудясь на фабрике. Хельмер пытается ее вернуть. Среди знаменитых
актрис, сыгравших Н. на сцене, — Г.Режан, С.Бернар (1894), Э.Дузе. Событием
театральной жизни России стало создание образа Норы В.Ф.Комиссаржевской (1904).
________________________________________________________________________________
Ссылка на задание:
с 25 июля по 15 августа!!!
Комментариев нет:
Отправить комментарий